Работа в отделе подготовки отчетности в банке.

Редкий клиент банка задумывается над тем, что операционно-кассовые работники с которыми он регулярно сталкивается при посещении офиса, лишь вершина огромного айсберга. Структура кредитной организации сложная и многоуровневая, она подразделяется на две основные части: фронт офис и бэкофис. И если сотрудники фронт офиса активно взаимодействуют с клиентами, то сотрудники бэк офиса, как бойцы невидимого фронта остаются в тени. Именно от них зачастую зависит, будут ли своевременно проведены перечисления, вовремя ли спишется платеж по кредиту, поступят ли проценты во вклад и многое другое.


Отчетность банка

Ответственность за сохранность денежных средств накладывает на банк строгие обязательства по контролю за всем спектром операций, что в свою очередь порождает очень важную функцию по формированию отчетности. Только лишь правильно составленный отчет позволяет получить максимально точно представление о структуре денежных потоков, о развитии системы использования безналичных платежей, об объемах тех или иных операций и так далее. Отчетность дает ответы на ключевые вопросы: кто наш клиент и что им востребовано.

Это позволяет вырабатывать новые предложения и повышать качество обслуживания, исходя из потребностей каждой целевой группы (физические лица, малый, средний и крупный бизнес, кредитные организации, государственные и муниципальные учреждения). Как правило, в крупных банках с развитой филиальной сетью, формированием отчётности занимается несколько подразделений. Бухгалтерская отчетность, и главным образом бухгалтерский баланс, который кредитные организации в отличие от коммерческих, сдают ежедневно, формируется отдельно от остальной отчетности.

Функции отдела формирования отчетности

Отдел формирования налоговой, финансовой и статистической отчетности занимается не только сбором данных для отчетов, но и их анализом, а так же последующей передачей получателям. Всех получателей отчетности можно разделить на две глобальные группы: внутренние и внешние. Внутренние получатели это управленцы на разных уровнях, которым необходима оперативная и объективная информация, для принятия разного рода решений начиная от ценовой и рекламной политики, заканчивая индивидуальным премированием сотрудников.

В зависимости от масштаба банка перечень внешних получателей отчетности может варьироваться, но неизменно для всех — основной поток данных направляется в Банк России, кроме того отчетность могут получать региональные органы власти, органы статистики, отделения пенсионного фонда или военные ведомства. В любом случае, куда бы ни отправлялись сведения, они должны быть достоверны, и представлены в срок, в противном случае, предоставление неверных данных влечет за собой репутационные риски, денежные штрафы и прочие меры воздействия вплоть до отзыва лицензии.

Персонал отдела

Высокие требования к качеству информации и сжатые сроки ее предоставления накладывают значительную ответственность на подразделение по формированию отчетности. Здесь в буквальном смысле кадры решают все, и уровень квалификации персонала играет не маловажную роль. Вот основные требования, предъявляемые к сотруднику, задействованному на ниве отчетности:

  • хорошо разбираться в банковских информационных системах;
  • уметь обрабатывать большие объемы информации, уверенно владеть офисными продуктами;
  • уметь анализировать и сопоставлять факты, выявлять зависимости и причинно-следственные связи;
  • знать специфику банковских продуктов и операций.

Это основные профессиональные навыки, кроме того немаловажны и личностные качества, такие как, стрессоустойчивость, нацеленность на результат, внимательность и ответственность. В наш век информационных технологий львиная доля данных содержится в автоматизированных системах и, исходя из этого, логично предположить возможность формирования отчетности в автоматическом режиме. Это так, однако, любое банковское ПО подвержено техническим сбоям, и не всегда вычислительные мощности позволяют обрабатывать колоссальные объемы данных (только представьте количество операций за месяц в базе данных крупного банка, счет идет на миллионы записей). А ряд параметров для отчетности не может быть определен автоматически и требует непосредственно анализа. К сожалению, не стоит сбрасывать счетов человеческий фактор и ошибки при ведении информации.

Долгие часы кропотливой работы над сотнями параметров, груз персональной ответственности — все это влияет на разрядную сетку подразделения и тарифы на оплату труда. Уровень заработной платы сотрудников выше на 20-30% зарплаты на аналогичных должностях в других отделах. Количество сотрудников, задействованных в процессе, зависит от масштаба организации, количества операций и степени автоматизации. В крупных кредитных организациях численность может составлять до 50 человек. В отдел отчетности практически невозможно попасть «с улицы», не имея опыта работы в банковской сфере.

Руководство отделом

Не простая задача стоит и перед руководством отдела. Начальник должен организовать непрерывный рабочий процесс, учитывая особенности каждого сотрудника и специфику конкретного материала. У каждого отчета должен быть непосредственный исполнитель и лицо его замещающее. Ввиду того, что информация — категория динамическая и требования к составу показателей отчетности регулярно меняются, руководитель должен своевременно отслеживать нововведения, анализировать их, совместно с исполнителем определять методы сбора данных, при необходимости оформлять техническое задание на доработку программных средств, контролировать работу программистов и участвовать в приемосдаточных испытаниях. Начальник отдела несет ответственность за общий уровень достоверности отчетности и своевременность предоставления.

Ни одна ошибка не должна остаться без внимания, и подлежит тщательному разбору, будь то программная ошибка, неточность расчетов или неверно проведенная операция. И если рядовой сотрудник подразделения — узкий специалист, выполняющий ряд задач по определенной тематике, то руководитель отдела должен быть в курсе всего, понимать суть и специфику каждого отчета. При этом оклад начальника превосходит средний оклад по отделу процентов на 50%. Сумма сравнительно небольшая для нервной, ответственной и подчас ненормированной работы.

Заключение

Формирование отчетности нелегкий труд, требующий полной отдачи, невозможно выполнять работу качественно без концентрации. Приходится бороться с трудностями в виде неработающих программ, неожиданных изменений структуры данных, системных ошибок и много чего еще, что требует непосредственного разбирательства и отнимает драгоценное время. Для того что бы отчетность была сдана в срок приходится работать сверхурочно, приходить в офис в выходные дни. Это работа для тех, кто любит ребусы и задачки, для тех, кто способен перелопатить тысячи операций в поисках копейки и для тех, кто влюблен в магию цифр. Только такой сотрудник получает истинное наслаждение от заветных слов: «Отчет принят. Замечаний нет».

Вас ждут в комментариях.

Введите результат * Лимит времени исчерпан. Перезагрузите капчу